В ноябре 2018 года Россию посетит культовая японская художница Риёко Икэда — автор комиксов-манга, завоевавшая и сохраняющая рекордную национальную популярность не только в Японии, но и за рубежом. Художница проведет ряд встреч в Санкт-Петербурге и Москве, которые позволят всем желающим из первых уст услышать о жизни и творчестве автора манги в Японии, о специфике японской индустрии комиксов, а также образе России в творчестве самой Икэды.
30 ноября (пт), 19:00 — 20:30
Место: Отдел японской культуры “Japan Foundation”
Адрес: Москва, ул. Николоямская, д. 1
Ведущий и собеседник: Юлия Магера
Тема встречи: «Графические романы Икэды Риёко»
Родилась в 1947 году в городе Осака. Икэда Риёко стала первой художницей, взявшейся за жанр «исторической» манги, который до этого считался прерогативой авторов мужского пола.
Начала рисовать мангу еще в студенческие годы. Дебютировала в 1967 году с произведением «Девушка из особняка роз».
В 1972 году начала публикацию в популярном журнале «Еженедельник Маргарет» манги «Роза Версаля» (1972-1973), моментально вызвавшей у читателей взрывной успех. Популярность «Розы Версаля», не знающая возрастных и гендерных границ и сохраняющаяся в Японии по сей день, была названа «социальным феноменом». Можно с уверенностью сказать, что в Японии нельзя встретить человека, не знающего этого названия. Завоевав успех национального уровня, Икэда заложила основы современной «манги для девочек», а эстетика и идеология «Розы Версаля» оказали огромное влияние на работы будущих художников манги как в Японии, так и за рубежом.
В основу сюжетов грандиозных работ Икэды зачастую ложатся важные события мировой истории. Так, в основе «Розы Версаля» — события Великой Французской Революции, «Окна Орфея» (1975-1981), ставшей лауреатом Премии Японской ассоциации художников Манга, — Революции в России. Произведения «Принц Сётоку» (1992-1994) и «Касуга-но Цубонэ» (1989) повествуют о жизни выдающихся деятелей японской истории, а эпос «Слава о Наполеоне. Героика» (1986-1995) — о взлете и падении величайшего французского полководца и государственного деятеля Наполеона Бонапарта.
Персонажи работ Икэды чрезвычайно узнаваемы в Японии. Героев «Розы Версаля» часто можно встретить в рекламных роликах, на обложках журналов и книг. По «Розе Версаля» и «Окну Орфея» были поставлены спектакли японского женского театра «Такарадзука», до сих пор остающиеся одними из самых популярных в его репертуаре.
Труды Икэды высоко оцениваются не только в Японии, но и за рубежом. Так, в 2009 году Правительством Франции Икэда была награждена Орденом Почетного легиона (L’ordre national de la Légion d’honneur) за вклад в популяризацию истории и культуры Франции.
Икэда не скрывает своей любви к России, ее литературе и искусству. Она не только посвятила России свои произведения («Окно Орфея», «Императрица Екатерина» (1982-1984)), демонстрирующие исключительные знания их автора в области культуры и истории нашей страны, но также сама неоднократно посещала Россию с неофициальным визитом.
Ведущая встречи:
Исследователь манги и аниме, японовед, культуролог. Преподаватель Института классического Востока и античности НИУ ВШЭ. Главный редактор сайта "Мангалекторий" http://mangalectory.ru/. Автор-составитель сборников статей к конференции исследователей комиксов «Изотекст» и серии книг «Манга в Японии и России» (日露マンガ論).
Fast anime
Истари комикс